Социально-коммуникативное развитие: игры в интерактивной песочнице iSandBOX

Социально-коммуникативное развитие детей занимает важное место в современной педагогике. Сегодня актуальность проблемы обусловлена еще и тем, что социальное окружение ребенка часто отличается низким уровнем воспитанности, взаимоотношения людей лишены дружелюбия и речевой культуры, а также распространено негативное отношение к труду.

Именно поэтому спектр задач педагогов включает не только научение детей чему-то новому, но и осуществление комплексной социализации ребенка через создание в ДОУ соответствующих условий. Как инструмент социализации детей, среда ДОУ должна содержать в себе компоненты культуры, которые:

  • формируют у воспитанников нравственные качества и ценности, которыми они будут руководствоваться в дальнейшей жизни;
  • создают у ребенка позитивный образ “Я”, а также адекватные образы других детей и взрослых;
  • вырабатывают навыки общения в семье и обществе при осуществлении совместной деятельности;
  • способствуют раскрытию и пониманию эмоций, настроения, развивают социальный и эмоциональный интеллект, а также формирует навыки саморегуляции;
  • помогают научиться бережно относиться к себе и окружающему миру, среде (вещам и людям), в том числе соблюдать правила безопасности;
  • обучают основам труда, закладывают основы для дальнейшей эффективной профориентации.

Активнее всего социально-коммуникативное развитие происходит у детей в следующих видах деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • соревнования;
  • коллективная деятельность (работа в команде);
  • моделирование ситуаций с последующим обсуждением;
  • просмотр и инсценировка воспитательных сказок;
  • обсуждение и последующее установление правил поведения в группе.

Рассмотрим примеры заданий с фокусом на различных аспектах социально-коммуникативного развития для дошкольников в интерактивной песочнице iSandBOX.

На фото: режим интерактивной песочницы iSandBOX «Планета кристаллов»

1. Импровизированная сказка и беседа в песочнице «Брать чужое нельзя»

Режимы: Планета Кристаллов, Долина бабочек.

Реквизит: фигурка дракона, кристалл.

Рассказываем детям сказку и разыгрываем ее в песочнице.

Сказка “Украденный кристалл”

Однажды пришло лето — и дракоша отправился путешествовать по миру. Летал он, летал и прилетел на планету Кристаллов. Кристаллов там росло видимо-невидимо и большие, и маленькие, и даже нано-кристаллики. 

Включаем режим “Планета Кристаллов”.

Гуляя по планете, наш друг любовался тем, как грани кристаллов то там, то тут переливаются всеми цветами радуги. И вдруг увидел он самый красивый кристалл, на гранях которого танцевали блики всех возможных цветов, какие есть на свете. И такой он был красивый, что дракоша засмотрелся и не заметил, как кристалл оказался в его цепкой когтистой лапе, дракоша понес его с собой — да так и улетел путешествовать с планеты вместе с кристаллом…

Включаем режим “Долина бабочек”. По желанию диалог можно прочитать по ролям или разыграть импровизацией без предварительной подготовки.

Прошло время, и дракоша вернулся на покинутую когда-то планету. Но что же произошло? Кристаллы исчезли, повсюду образовались в поверхности планетной тверди страшные берлоги, из которых вылезают злые монстры и разгуливают туда-сюда… А земля вслед этих монстров чернеет, и всё живое на ней вымирает. Дракоша наблюдал за монстрами какое-то время и заметил, что если на них что-то падает сверху — монстры разрушаются и вместо них разлетаются вокруг разноцветные бабочки — такие же прекрасные как блики, игравшие когда-то на гранях кристаллов.

И тут одна из бабочек подлетела к нашему другу и поинтересовалась:
—  Здравствуйте. Я заметила у Вас в лапе кристалл, он похож на кристалл с нашей планеты…
—  Добрый день. Да, я бывал раньше в этих краях и случайно очаровался сиянием кристалла — и унес его с собой. Но что же произошло с планетой? Ее не узнать…
—  Каждая планета — это экосистема. Все на ней взаимосвязано. Когда с планеты исчез всего один кристалл, всё стало разрушаться. Кристаллы превратились в бабочек — и их захватили злые циклопы.
—  Что же я наделал! Ведь планета была такой красивой…
—  Нужно вернуть кристалл обратно на планету. А еще нужно разрушить всех монстров. Постепенно красота планеты восстановится сама собой.
—  Хорошо, спасибо за пояснения. А еще простите, пожалуйста, что я взял у Вас с планеты кристалл без спроса.

Дракоша вернул кристалл на планету. И начал атаковать монстров.

Нужно разрушать циклопов ударами ладони сверху вниз. Включаем режим “Планета Кристаллов”.

И постепенно на планете то тут, то там стали вновь возвращаться к жизни кристаллы и сиять в лучах разноцветными гранями. Дракоша полюбовался возрождающейся красотой еще некоторое время — и полетел домой. Ведь путешествия и новые впечатления — это хорошо, но нигде не бывает так хорошо, как дома.

После разыгрывания сказки обсуждаем с детьми, какие поступки совершали персонажи сказки: дракоша, бабочка и циклопы, “хорошие” они или “плохие”, почему нельзя брать чужое без спроса и другие важные вопросы по теме. 

Как итог, можно сделать альбом или коллаж с правилами поведения по теме. Можно украсить альбом фотографиями, которые Вы сделаете сами. 

На фото: режим интерактивной песочницы iSandBOX «Раскраска: Игрушки»

2. Игра в песочнице «Мои игрушки»

Режим: Раскраска: игрушки

Включаем режим “Раскраска: игрушки”. Дети “раскрашивают” игрушки в режиме песочницы и описывают их. Затем просим их описать какую-либо игрушку из режима по памяти. В завершение каждый ребенок описывает свою любимую игрушку, не называя ее, а остальные угадывают, что это за игрушка. 

Дополнительно можно провести беседу с детьми на тему “Как обращаться с игрушками”: их нужно убирать на место после игры, нельзя ломать, брать чужие и т.д. На основе беседы можно сделать с детьми альбом (см. задание 1).

На фото: режим интерактивной песочницы iSandBOX «Океан»

3. Игра в песочнице «Возьмите меня на корабль»

Режим: Океан

Реквизит: по желанию — фигурки людей или персонажей для каждого ребенка.

Игру можно использовать как самостоятельно — для обучения использования вежливых слов, так и в качестве игры на знакомство.

Включаем режим “Океан”, регулируем уровень воды так, чтобы появился корабль. можно поставить режим на паузу. Рассказываем детям, что мы отправляемся в путешествие на корабле и возьмем с собой тех, кто правильно попросит его взять, для этого нужно поздороваться, назвать свое имя и вежливо попросить, чтобы тебя взяли”. Ответы детей будут приблизительно такими: “Здравствуйте. Меня зовут Настя. Возьмите меня на корабль”. В путешествие берем только тех, кто не только поздоровался, но и  употребил в просьбе слово “пожалуйста”.

На фото: режим интерактивной песочницы iSandBOX «Циклопы и драконы»

4. Игра-соревнование в песочнице «Циклопы против Драконов»

Режим: Циклопы и драконы

Включаем режим “Циклопы и драконы”. Придумываем вместе с детьми сказку в интерактивной песочнице о том, как циклопы и драконы решили силами помериться и выяснить, кто из них сильнее, быстрее и проворнее. Затем объясняем детям правила игры, показываем, как атаковать персонажей противника в песочнице, при этом не задевая своих персонажей. Дети делятся на команды и играют. В завершение придумываем конец сказки.

На фото: режим интерактивной песочницы iSandBOX «Сафари»

5. Исследовательско-проектная деятельность с детьми в песочнице «Животные Красной книги»

Режимы (на выбор): Ландшафт, Вулкан, Динозавры, Сафари, Океан, Источник воды, Ледниковый период, Времена года, Материки.

Реквизит: карточки, фигурки, вспомогательный визуальный материал — по желанию.

Реалистичная графика и физика отображаемых объектов и явлений, созданные разработчиками игр в интерактивной песочнице iSandBOX, позволяют моделировать природные условия любой климатической зоны планеты. 

На видео — примеры занятий от преподавателей ОБПОУ “Обоянский педагогический колледж” Краевой Валентины Сергеевны и Прокопив Светланы Александровны, разработанные и реализованные в рамках Олимпиады iSandBOX 2020. 

Проиграть видео
Проиграть видео
Проиграть видео
Проиграть видео

Участвуйте в наших конкурсах и вебинарах для педагогов! В комментариях обязательно пишите, с какими режимами или для каких областей развития Вам хотелось бы больше подборок и заданий! Это сделает наши подборки более полезными 🙂

Мария Соломатина,

методист UTS, комьюнити Профессионального клуба «Учись, играя», ведущий эксперт методического объединения ЭИРС

На главном фото: центр семейного отдыха «Лимпопо» г. Томск

При использовании текстовых, графических и видеоматериалов из наших официальных источников, включая настоящий блог, соцсети, дидактические материалы, обязательна ссылка на первоисточник и указание авторов материалов.