Сказкотерапия — один из древних и одновременно наисовременнейший способ познания человеком самого себя. Сказка – информация об этапах жизни, законах роста, и развития, свершениях и достижениях.

Изучая сказочные произведения, обсуждая сказочные уроки, каждый взрослый и каждый ребенок ищет и находит ответы на насущные для себя вопросы.

Современная сказкотерапия предлагает для такого исследования множество техник, приемов, способов и методов. Это и различные виды рассказывания, драматизация, дописывание, переписывание, иллюстрирование, анализ сказочных сюжетов, линий поведения героев и антигероев, способов изживания беды, стратегий продуктивных действий и пр.

В контекст сказкотерапии вводился и игра, которая позволяет отработать необходимые умения, приводящие игроков к тем новообразованиям, которые переводят человека на новый уровень развития его когнитивных, социальных, эмоциональных и духовных способностей. До сей поры это были сюжетно-ролевые, театральные, медитативные игры, игры-реконструкции.

Появившаяся в психолого-педагогическом пространстве интерактивная песочница iSandBOX вывела игровой процесс на принципиально новый уровень как проживания, так и осмысления происходящего в сказочной истории, а также в реальной жизни изучающего сказку человека.

Любая сказочная история, согласно исследованиям В.Я. Проппа, имеет сложную структуру, описанную в этапах развития сказочного сюжета, которые в свою очередь весьма определенно соотносятся с этапами жизни человека.

Это: рождение героя (героини), жизнь в отеческом доме, выход из отеческого дома, встреча с провокаторами и помощниками, выход к инициатору или инициирующему месту, встреча с открытым злом, борьба и победа, коронация и свадьба. Если же перед нами сказка или судьба человека, разворачивающаяся (по Проппу) по полному сюжету, то после борьбы и победы следует возвращение домой, встреча со скрытым злом, гибель героя, возрождение его (мертвая и живая вода), приход в дом под чужой личиной, встреча с открытым злом, подготовка к борьбе, борьба и победа, коронация и свадьба.

Наличие в арсенале педагога, психолога, песочного терапевта песочницы iSandBOX, позволяет прожить многие сюжеты сказочной истории, а значит и метафорически осмыслить, и скорректировать жизненные коллизии подопечных в условиях песочной терапии, обогащенной дополненной реальностью и комплектом фигурок – героев будущего повествования и исследования.

В приведенной таблице я покажу вам, как возможно проводить сказочную игру, консультационный процесс, терапевтическую сессию.

Соотнесение этапов развития сказочных сюжетов с режимами интерактивной песочницы iSandBOX

Этап сказочного сюжетаВызов (задача) этапаОсновное содержание этапаРежимы песочницы (на выбор)Обсуждение опыта игры
Рождение герояПринять  факт рождения данного героя в данной семье, укрепиться в любви и в вере к себе или своему наследнику«жили - были…и был(а) у них…»; «жили–были…, но не было у них, однако как-то…»Ландшафт, Океан, Сафари, Времена года и выбранные фигурыРасскажи о героях. Как живут, чем занимаются, как приняли появившегося в семье ребенка?
Жизнь героя в отеческом домеПрожить отведенное время, усвоив все ресурсы родительской любви , сформировать навыки, необходимые для самостоятельного проживания«ребенок был таким…, радостно постигал…, крепко держал…, трудно осваивал, мало (много) желал…, все норовил…, и т.д.Ландшафт, Океан, Времена года, Долина Бабочек, Топография, Сетка, СафариЧем был занят ребенок? Что любил, а что делал только из уважения? Чему его учил родительский дом? Что смог усвоить наследник? Для чего это ему нужно?
Выход из дома. ДорогаОтправиться в самостоятельный путь, выполняя поручение или избывая беду.Однажды…, получил задание…, ушел с друзьями, подругами…, приготовился заранее…, убежал стремглав.., исчез бесследно…, оставил записку… и пр.Ландшафт, Океан, Сафари, Топография, Акула, ХудожникО чем думал герой, отправляясь в путь? Был ли он готов к такому испытанию? О чем мечтал? Что планировал?
Встреча с провокаторами и помощникамиБыть готовым оказывать помощь принимать и использовать дары, а так же несколько изменять траекторию пути, терять необходимое время.Шел, бежал, торопился, следил за удаляющимися…, но вдруг…, остановил его и просит…, задержал его и говорит.., слышит герой, что кто-то плачет… Остановился, прислушался, задержался, помог, поговорил, спросил, попросил, получил, отправился дальше.Ландшафт, Океан, Сафари, Времена года, Топография, Сетка, Ледниковый период, Вулкан, День ночь, Раскраска, Цвет и формы. И выбранные фигурыПочему герой откликнулся на зов о помощи, ведь самому ему помощь была нужна больше, чем кому-либо?  Всегда ли можно от спасенного получить добро? Можно ли рассчитывать на благодарность?
Выход к инициаторам или в инициирующее местоПрояснить суть происходящего, доказать свою состоятельность и выбрать нужное направление.Встретиться с Бабой Ягой, Госпожой Метелицей, Морозко, Водяным, Кощеем. Отслужить, обхитрить, выполнить, исполнить, выбрать, заслужить, получить, поблагодарить, уйти, спастись.Ландшафт, Океан, Сафари, Времена года, Топография, Сетка, Ледниковый период, Вулкан, День  и ночь. И фигуры сказочных персонажейКак герой и героиня  справляется с испытанием? Что важное в себе проявляет? Что главное для себя получает?
Встреча и борьба с открытым злом, победаВступить в борьбу, используя полученный ранее опыт, приводящей к решительной победе.И сошлись герой со злодеем, и достал герой, и взмахнул, отрубил, приказал, попросил исполнить, захватил, вызволил, уничтожил.Защита базы, Циклопы и Драконы, Долина бабочек, Вулкан, Сафари Динозавры ( опции  -метеоритный дождь, торнадо) и выбранные фигуры (если понадобятся)Что помогло победить врага? Какие знания и умения героя? Как и когда он их приобрел?
Коронация и СвадьбаВернуться домой победителемКогда же пришел герой домой, то встретили его…, обрадовались, закатили пир, поблагодарили, назначили, попросили, передали, женили,  стали жить –поживать и добра наживать.Ландшафт, Океан, Сафари, Времена года и фигуры героев.Чему тебя эта сказочная, разыгранная тобой история научила? Что будешь использовать в своей реальной жизни?  Чему сможешь научить других? Чем с ними поделиться?

Весьма очевидно, что, используя данную схему игры, консультирования или терапии мастер может, акцентируя внимание на том или ином этапе развития сказочного сюжета, разворачивая игру с подопечными в декорациях определенных режимов, решать вопросы:

  • детско-родительских отношений (рождение героя, жизнь в родительском дому, выход из дома, возвращение в дом);
  • самостоятельного разумного и отклоняющегося поведения (жизнь героя в родительском доме, выход на дрогу, встреча с провокаторами и помощниками, встреча с инициаторами, встреча с открытым злом, борьба и победа, возвращение домой);
  • кризисные этапы развития (разыгрывание того этапа, который может быть соотнесен с реалиями жизни подопечного);
  • партнерские отношения (выход из родительского дома, встреча с провокаторами и помощниками, приход к инициатору, борьба с открытым злом, победа, свадьба);
  • Профессиональное самоопределение (жизнь в отеческом доме, выход из него, провокаторы и помощники, встреча с инициатором, (инициирующее место) и возвращение домой, коронация).

Выбирайте песочницу iSandBOX и выходите на новый уровень профессиональных и личных побед!

Т.М. Грабенко доцент, кандидат пед.н.,
научный руководитель проекта интерактивная песочница iSandBOX

Читать также:

Детско-родительские отношения
Жизнь человека долгая и счастливая, полная открытий, свершений, побед, приключений, счастливых обретений, достойных наград. Кто из нас об этом не мечтал! Но, если наша личная жизнь, профессиональные достижения и социальные награды
Читать дальше...
Для того, чтобы учение стало плодотворным трудом, приносящим радость познания, удовольствие от обретения определенных знаний, умений и навыков, и при этом постоянно формировало неиссякаемый интерес к учебной деятельности, особо важно уделить пристальное внимание адаптационному периоду. Хорошо организованный
Читать дальше...