Сказкотерапия — один из древних и одновременно наисовременнейший способ познания человеком самого себя. Сказка – информация об этапах жизни, законах роста, и развития, свершениях и достижениях.
Изучая сказочные произведения, обсуждая сказочные уроки, каждый взрослый и каждый ребенок ищет и находит ответы на насущные для себя вопросы.
Современная сказкотерапия предлагает для такого исследования множество техник, приемов, способов и методов. Это и различные виды рассказывания, драматизация, дописывание, переписывание, иллюстрирование, анализ сказочных сюжетов, линий поведения героев и антигероев, способов изживания беды, стратегий продуктивных действий и пр.
В контекст сказкотерапии вводился и игра, которая позволяет отработать необходимые умения, приводящие игроков к тем новообразованиям, которые переводят человека на новый уровень развития его когнитивных, социальных, эмоциональных и духовных способностей. До сей поры это были сюжетно-ролевые, театральные, медитативные игры, игры-реконструкции.
Появившаяся в психолого-педагогическом пространстве интерактивная песочница iSandBOX вывела игровой процесс на принципиально новый уровень как проживания, так и осмысления происходящего в сказочной истории, а также в реальной жизни изучающего сказку человека.
Любая сказочная история, согласно исследованиям В.Я. Проппа, имеет сложную структуру, описанную в этапах развития сказочного сюжета, которые в свою очередь весьма определенно соотносятся с этапами жизни человека.
Это: рождение героя (героини), жизнь в отеческом доме, выход из отеческого дома, встреча с провокаторами и помощниками, выход к инициатору или инициирующему месту, встреча с открытым злом, борьба и победа, коронация и свадьба. Если же перед нами сказка или судьба человека, разворачивающаяся (по Проппу) по полному сюжету, то после борьбы и победы следует возвращение домой, встреча со скрытым злом, гибель героя, возрождение его (мертвая и живая вода), приход в дом под чужой личиной, встреча с открытым злом, подготовка к борьбе, борьба и победа, коронация и свадьба.
Наличие в арсенале педагога, психолога, песочного терапевта песочницы iSandBOX, позволяет прожить многие сюжеты сказочной истории, а значит и метафорически осмыслить, и скорректировать жизненные коллизии подопечных в условиях песочной терапии, обогащенной дополненной реальностью и комплектом фигурок – героев будущего повествования и исследования.
В приведенной таблице я покажу вам, как возможно проводить сказочную игру, консультационный процесс, терапевтическую сессию.
Соотнесение этапов развития сказочных сюжетов с режимами интерактивной песочницы iSandBOX
Этап сказочного сюжета | Вызов (задача) этапа | Основное содержание этапа | Режимы песочницы (на выбор) | Обсуждение опыта игры |
---|---|---|---|---|
Рождение героя | Принять факт рождения данного героя в данной семье, укрепиться в любви и в вере к себе или своему наследнику | «жили - были…и был(а) у них…»; «жили–были…, но не было у них, однако как-то…» | Ландшафт, Океан, Сафари, Времена года и выбранные фигуры | Расскажи о героях. Как живут, чем занимаются, как приняли появившегося в семье ребенка? |
Жизнь героя в отеческом доме | Прожить отведенное время, усвоив все ресурсы родительской любви , сформировать навыки, необходимые для самостоятельного проживания | «ребенок был таким…, радостно постигал…, крепко держал…, трудно осваивал, мало (много) желал…, все норовил…, и т.д. | Ландшафт, Океан, Времена года, Долина Бабочек, Топография, Сетка, Сафари | Чем был занят ребенок? Что любил, а что делал только из уважения? Чему его учил родительский дом? Что смог усвоить наследник? Для чего это ему нужно? |
Выход из дома. Дорога | Отправиться в самостоятельный путь, выполняя поручение или избывая беду. | Однажды…, получил задание…, ушел с друзьями, подругами…, приготовился заранее…, убежал стремглав.., исчез бесследно…, оставил записку… и пр. | Ландшафт, Океан, Сафари, Топография, Акула, Художник | О чем думал герой, отправляясь в путь? Был ли он готов к такому испытанию? О чем мечтал? Что планировал? |
Встреча с провокаторами и помощниками | Быть готовым оказывать помощь принимать и использовать дары, а так же несколько изменять траекторию пути, терять необходимое время. | Шел, бежал, торопился, следил за удаляющимися…, но вдруг…, остановил его и просит…, задержал его и говорит.., слышит герой, что кто-то плачет… Остановился, прислушался, задержался, помог, поговорил, спросил, попросил, получил, отправился дальше. | Ландшафт, Океан, Сафари, Времена года, Топография, Сетка, Ледниковый период, Вулкан, День ночь, Раскраска, Цвет и формы. И выбранные фигуры | Почему герой откликнулся на зов о помощи, ведь самому ему помощь была нужна больше, чем кому-либо? Всегда ли можно от спасенного получить добро? Можно ли рассчитывать на благодарность? |
Выход к инициаторам или в инициирующее место | Прояснить суть происходящего, доказать свою состоятельность и выбрать нужное направление. | Встретиться с Бабой Ягой, Госпожой Метелицей, Морозко, Водяным, Кощеем. Отслужить, обхитрить, выполнить, исполнить, выбрать, заслужить, получить, поблагодарить, уйти, спастись. | Ландшафт, Океан, Сафари, Времена года, Топография, Сетка, Ледниковый период, Вулкан, День и ночь. И фигуры сказочных персонажей | Как герой и героиня справляется с испытанием? Что важное в себе проявляет? Что главное для себя получает? |
Встреча и борьба с открытым злом, победа | Вступить в борьбу, используя полученный ранее опыт, приводящей к решительной победе. | И сошлись герой со злодеем, и достал герой, и взмахнул, отрубил, приказал, попросил исполнить, захватил, вызволил, уничтожил. | Защита базы, Циклопы и Драконы, Долина бабочек, Вулкан, Сафари Динозавры ( опции -метеоритный дождь, торнадо) и выбранные фигуры (если понадобятся) | Что помогло победить врага? Какие знания и умения героя? Как и когда он их приобрел? |
Коронация и Свадьба | Вернуться домой победителем | Когда же пришел герой домой, то встретили его…, обрадовались, закатили пир, поблагодарили, назначили, попросили, передали, женили, стали жить –поживать и добра наживать. | Ландшафт, Океан, Сафари, Времена года и фигуры героев. | Чему тебя эта сказочная, разыгранная тобой история научила? Что будешь использовать в своей реальной жизни? Чему сможешь научить других? Чем с ними поделиться? |
Весьма очевидно, что, используя данную схему игры, консультирования или терапии мастер может, акцентируя внимание на том или ином этапе развития сказочного сюжета, разворачивая игру с подопечными в декорациях определенных режимов, решать вопросы:
- детско-родительских отношений (рождение героя, жизнь в родительском дому, выход из дома, возвращение в дом);
- самостоятельного разумного и отклоняющегося поведения (жизнь героя в родительском доме, выход на дрогу, встреча с провокаторами и помощниками, встреча с инициаторами, встреча с открытым злом, борьба и победа, возвращение домой);
- кризисные этапы развития (разыгрывание того этапа, который может быть соотнесен с реалиями жизни подопечного);
- партнерские отношения (выход из родительского дома, встреча с провокаторами и помощниками, приход к инициатору, борьба с открытым злом, победа, свадьба);
- Профессиональное самоопределение (жизнь в отеческом доме, выход из него, провокаторы и помощники, встреча с инициатором, (инициирующее место) и возвращение домой, коронация).
Выбирайте песочницу iSandBOX и выходите на новый уровень профессиональных и личных побед!
Т.М. Грабенко доцент, кандидат пед.н.,
научный руководитель проекта интерактивная песочница iSandBOX