Начинается наша история. Все динозавры, даже самые большие, появляются на свет из ма-а-аленьких яиц…На небе светила удивительно красивая луна. Дети пришли к песочнице iSandBOX…,

— так начала свое “сказочное” занятие участница Олимпиады iSandBOX 2020 Мотошина Светлана Борисовна.

Ребята сидят вокруг интерактивной песочницы iSandBOX, чутко вслушиваясь в каждое слово педагога, творящего вокруг атмосферу волшебства… И вот волшебной сказочной ночью дети нашли в лесу динозавра… — и ребята подхватывают нить рассказа: “И он запел песенку”…

 В 2020 году одним из заданий нашей традиционной песочной Олимпиады было придумать и прожить вместе с детьми импровизированную сказку в интерактивной песочнице iSandBOX. Все “сказочные” задания участников можно увидеть в плейлисте на нашем youtube-канале.

Мостики, соединяющие поколения

Вместе с жюри мы смотрели видео занятий Олимпиады, совсем как дети, собравшиеся вокруг песочницы — затаив дыхание и с удовольствием погружаясь в происходящее под руководством педагогов нашего Методического объединения. Мы проживали каждое занятие вместе с участниками, невольно отмечая каждый раз, как сам педагог погружен в происходящее, как он не просто создает магию для детей, но и сам проживает опыт, меняясь, открывая для себя что-то новое или закрывая — требующее закрытия.
Сказки — как ниточки, связывающие воедино детство и взрослость, незримые проводники опыта, мостики преемственности поколений, уникально отражающиеся в опыте каждого и отражающие опыт каждого, кто с ними соприкоснулся — ведь каждый раз одна и та же сказка рассказывается немножко по-новому. 

Нам особенно запомнилась в этой связи олимпиадная работа педагога из Брянска Лесных Елены Анатольевны, не только участвовавшей в качестве конкурсанта, но и подготовившей команду студентов Брянского профессионально-педагогического колледжа, достойно показавших педагогическое мастерство на конкурсных этапах — наша настоящая гордость! Ребята из колледжа, кроме того, регулярно участвуют в чемпионате Worldskills с нашей интерактивной песочницей iSandBOX.

На протяжении веков сказки остаются инструментом обучения. Как компонент и носитель культуры, сказка формирует образное мышление и восприятие мира ребенка, через мировоззрение создавая его мышление и психику. 

Инструмент психологической настройки

В психологии и психотерапии сказки используются как инструмент диагностики и коррекции. Одним из основоположников сказкотерапии признан Ханс Дикман, наблюдавший за детьми во время сеансов игротерапии и отмечавший объективный характер наличия и важности для ребенка любимой детской сказки. Спрашивая у детей, какую сказку они больше всего любят или боятся, терапевт выявлял те или иные психические проблемы и степень интенсивности их проявленности (Ханс Дикманн, “Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание”).

Сказки помогают проживать психологические сценарии, которые, будучи нереализованными, могут быть тормозящим фактором в развитии личности. Одна из классических методических систем построения терапевтической сказки, разработанная В.Я.Проппом в книге “Морфология волшебной сказки”, используется в работе многих педагогов и терапевтов. О методе можно прочитать в статье Т.М.Грабенко , эксперта, внесшего значительный вклад в популяризацию и развитие песочной сказкотерапии в нашей стране.

…и развития

Реквизит к занятию «Импровизированная сказка «Рыцарь и принцесса» (коррекционное развитие)», автор: педагог-психолог Новожилова Кристина Александровна, ГБУСО МО Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Оптимист», город Сергиев Посад

Современные педагоги используют сказки и в обучающих целях, в частности, для стимулирования речевой активности деток с целью тренировки коммуникативных навыков и, как следствие, для общего когнитивного развития. Педагоги, работающие с методом сказкотерапии в развивающей интерактивной среде, созданной вокруг песочницы iSandBOX, отмечают, что песочница дает широкий спектр возможностей для проживания сказок, пропускания их через свое мировосприятие и интеграцию в индивидуальный опыт. При этом благодаря взаимодействию с текстурой песка и реквизита совершенствуются сенсорно-моторные навыки и происходит более глубокое погружение участников сказочного действа в процесс.

В статье “Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей” авторы Гришина И.И. и Дальхеева А.М. особый акцент делают на возможностях инструмента сказкотерапии в развитии у ребенка самостоятельности и самодостаточности через формирование навыка принятия решений в вымышленной сказочной среде, которая воспринимается ребенком как безопасная. 

Аналогичным образом сказкотерапия помогает взрослым: порой, замыкаясь на проблеме и оставаясь внутри нее, человек начинает воспринимать ее как часть своей зоны комфорта. Через сказку, как через волшебную призму, мы можем взглянуть на проблемную ситуацию под новым углом — и найти нестандартное для себя решение вне комфортных рамок. Сказка мягко, недирективно, снимая страхи, подводит к принятию ситуации и нахождению выхода из нее, оказывая воспитательное и терапевтическое воздействие, затрагивающее не только уровень поведения, но и нравственные и ценностные ориентиры.

В статье предлагается 4 основных метода работы со сказкой:

  1. Анализ сказки, направленный на выявление смыслов через поиск ответов на вопросы в соответствии с заданным алгоритмом.
  2. Решение сказочных задач или прохождение испытаний, задаваемых сказочным существом.
  3. Рассказывание сказки различными способами.
  4. Сочинение сказки в разнообразных формах.

Основополагающие принципы сказкотерапии, также обозначенные в статье, — осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью — реализованы в интерактивной развивающей среде, которую мы формируем с использованием оборудования производства компании UTS. Особенно хорошо подходит для этих целей песочница с ее расслабляющими и погружающими в процесс текстурами и графикой.

В 2021 году мы запустили фестиваль “Планета сказок”, который, надеемся, станет одной из значимых традиций в российской педагогической среде и подарит нам море радостных встреч и волнующих эмоций вместе со старыми и новыми друзьями. В ожидании фестиваля рекомендуем ознакомиться со статьей Татьяны Михайловны Грабенко о видах сказок, которые участники фестиваля будут учиться создавать и проживать в интерактивной песочнице iSandBOX.

Узнать подробности, программу и зарегистрироваться на фестиваль можно здесь: фестиваль “Планета сказок” 

 

До встречи на “Планете сказок”!

 

 

Мария Соломатина,

методист UTS, комьюнити Профессионального клуба «Учись, играя», ведущий эксперт методического объединения ЭИРС

При использовании текстовых, графических и видеоматериалов из наших официальных источников, включая настоящий блог, соцсети, дидактические материалы, обязательна ссылка на первоисточник и указание авторов материалов. 

Читать также:

Наша жизнь прекрасна и богата. Она постоянно обогащается новыми впечатлениями и открытиями, формирует в нас разные способности и навыки, предоставляя для этого ежедневно безграничные возможности. Однако, среди нас есть и те, кому все, что для многих естественно и легко достижимо, - крайне затруднено, а порой и просто невозможно. Речь идет о
Читать дальше...
Экзотические острова и бездонная пучина! Кружение снежинок и громовые раскаты! Извержение вулканов и стойкая невозмутимость предгорных равнин! Все эти природные чудеса происходят здесь - в интерактивной песочнице iSandBOX!
  • А вот как рождается такая красота?
  • Что за неведомые силы ее создают? Давайте, узнаем...
    Читать дальше...
Сегодня, в век ярких открытий и нестандартных решений каждый задумывается о том, как быть особенным, соответствовать заданному ритму. Повсюду сталкиваясь с новинками, мы желаем узнавать о них больше, стремимся внедрять их в свой обиход, делимся узнанным со своими близкими. Мы хотим быть современными, и с малых лет знакомим с новыми тенденциями своих детей. Ведь, Вы согласны, что наши дети тоже должны шагать в ногу со временем?
Читать дальше...