Сказка и интерактивная песочница iSandBOX на службе Добра

Каждый раз, когда педагоги и психологи задумываются о том, какие приключения предложить своим подопечным, они вспоминают о сказке. Сказки старые и новые, народные и авторские, а иногда сказки сочиняются детьми и взрослыми непосредственно в процессе сотворчества.

В чем же ценность сказки и почему к ней прибегают так часто?

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!» — этим словам А.С. Пушкина уже более 180 лет, а мы каждый раз их повторяем и их подтверждаем.

Сказка – информации о жизни настоящей, прошлой и будущей, причем жизни нашей с вами.  Мы часто живем так, как живут наши любимые герои.  И, даже если не во дворце, и не в лачуге, не в берлоге и не в бутоне цветка, а в простой городской квартире или собственном доме, и приключения – не поход сквозь дремучий лес за подснежниками, а всего лишь в детский сад или школу, задачи мы решаем схожие.

Представляемся, знакомимся, оказываем помощь, просим о помощи, включаемся в совместное дело, формируем определенные компетенции, самостоятельно используем их в последующей деятельности, вступаем в борьбу, побеждаем, вкушаем и используем плоды победы.

И снова в путь! В пути  становимся умнее, сильнее, ловчее, добрее, мудрее.

Особенно ценна помощь сказки тем, кто переживает сложные дни, месяцы и годы своей жизни. Детские педагоги и психологи Санкт-Петербурга на курсах по обучению сказкотерапии писали истории, помогающие детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию и проходящие лечение в различных отделениях онкологии и гематологии страны. Эти истории написаны были в нескольких жанрах – медитативные, психотерапевтические и психокоррекционные сказки.

А прожить такие сказочные истории помогает интерактивная песочница iSandBOX. Все разработанные режимы (предлагаемые обстоятельства) интерактивной песочницы iSandBOX в разворачиваемых авторами сказочных приключениях,  играют весьма существенную роль. Они являются декорациями, в которых проживаются сказочные действия.

Так для медитативных сказочных историй, в которых исследуются ресурсы окружающего пространства для гармонизации состояния игроков и качественных изменений в области эмоционального и концептуального интеллекта используются режимы «Ландшафт», «Источник воды», «Океан», «День и ночь», «Времена года».

Медитативная сказка Елены Корепиной «Капелька для новой жизни», в интерактивной песочнице может быть прожита так:

Фигуры героев, участвующих в сказке Текст истории, рассказываемый взрослым Режимы песочницы iSandBOX и игра в них
Детские поделки – снежинки и снежки Жила-была тучка. В этой тучке рождались различные снежинки – прекрасные, красивые правильной формы кристаллики, которые потом должны были попасть на землю, чтобы покрыть ее в зимнее время прекрасным белоснежным ковром. «Времена года» – Зима.

Игра с игрушками-поделками на фоне транслируемого режима.

Кристалл Но вот, однажды, там, внутри этой тучки, появился кристаллик, угловатый, неправильной формы, совсем не похожий на обычные снежинки. Любовался кристаллик прекраснейшим снежным, мелодичным и нежным вальсом, в котором снежинки постоянно кружились. И думал: «А я… А вот я…»

Не дали снежинки кристаллику пребывать в его грустных мыслях. Подлетели, окружили, заключили в свои теплые объятия, завертели, закружили, обогрели, рассмешили.

«Времена года» – Зима.

Игра с игрушками-поделками на фоне транслируемого режима. Снежный хоровод.

И смехом своим разбудили солнечный луч, который в восторге наблюдал этот веселый танец. «Конец зиме!» — решил лучик. Вышел из-за тучи и растопил грани кристаллика так, что он первыми каплями влаги упал на землю, возвещая о первых днях весны. «Времена года». Весна- март.
Белые цветы (подснежники, ветреницы) И тут же на этом месте появился первый весенний цветок.  «Ура! Подснежник!»- радостно закричали дети. «Времена года» Весна — апрель
Люди, дети, животные Совместное продолжение сказочной истории «Источник воды», «Ландшафт», «Времена года (Лето, Осень)»

Психотерапевтическая сказка призвана раскрыть перед слушателем, читателем, игроком суть происходящего, привести к открытию, способствовать выбору верного пути.

                                 Елена Карпенина «Автомобильное сердце»

Фигуры героев, участвующих в сказке Текст истории, рассказываемый взрослым Режимы песочницы iSandBOX и игра в них
Наземные виды транспорта Однажды один Автомобиль, повидавший  самые удивительные на земле виды, побывавший в различных приключениях, наслушавшийся разных удивительных историй от своих водителей и пассажиров, оказался в нешуточной переделке — попросту говоря, в аварии. «Ландшафт», «День и ночь», «Времена года», «Ледниковый период», «Вулкан», «Сафари».

Обыгрывание движений транспорта с различной траекторией, в различных направлениях (с севера на юг, с запада на восток и пр.) в различных режимах,  с различной скоростью, в безаварийных и в аварийных ситуациях.

Люди (пожарные, врачи, сотрудники ДПС и техники) Автомобиль собрался было на свалку, так ему в сердцах порекомендовал не очень дальновидный водитель.  Но услышавший перебои в автомобильном сердце – двигателе, — сотрудник ДПС направил его на станцию техобслуживания. В любом из вышеперечисленных режимах (где произошла авария), разворачиваются спасательные работы и технический консилиум.
Люди (техники), городские здания, дороги, магистрали, деревья… Там, на станции, ловкие и веселые мастера заменили ему двигатель. Через несколько часов Автомобиль выехал со станции с новеньким, яростно работающим двигателем, и поколесил по проспектам столицы в такт ритмам танго, что лилась из его магнитолы. «Ландшафт». Обустройство городской среды и автомобильно-пешеходного движения в ней.
Машинки Однако в родном гараже его ожидал сюрприз —  новая крутая автомодель модного оливкового цвета. И именно из ее глупенького ротика вылетела фраза: «Ну, и что толку от того, что твой двигатель заменили, все равно ты старый!»

«Вот это да!» — эта фраза ударом тока отозвалась в его молодом сердце!

(Прерывание истории)

«Ландшафт», обыгрывается встреча в гараже.
Машинки, люди, сказочные персонажи Проживание историй по предлагаемым детьми сценариям Выбранные детьми режимы
Различные виды транспорта, люди, животные, сказочные персонажи… (Возвращение к написанной истории)

«Ну, раз здесь мне не место, значит – либо свалка, либо дорога!»  — подумал старый Автомобиль.

«Дорога! Дорога!» —  пел молодой двигатель в ритме танго, вальса, сальсы, джайва, блюза …

И поколесил молодой Автомобиль по дорогам стран и континентов. Может и вы встречали его, повидавшего виды, танцующего в ритме своего сердца, неунывающего весельчака Автомобиля?

Выбранные детьми режимы

Психокоррекционная сказка знакомит с продуктивным алгоритмом действия, который формирует необходимые компетенции в определенных областях концептуального, эмоционального и социального интеллекта.

Некой иллюстрацией к такой истории может быть сказка Наталии Килат «Пять правил»

Фигуры героев, участвующих в сказке Текст истории, рассказываемый взрослым Режимы песочницы iSandBOX и игра в них
Водный транспорт, люди – капитаны, юнги, моряки В одном красивом городе, который, казалось, весь состоял из рек, каналов и набережных, жил Катерок. «Ландшафт», «Источник воды», «Океан» (на выбор). Строительство портового города с реками, каналами, верфями, Адмиралтейством.
Катера, яхты, лодки, пароходы… Катерок был юн, весел, игрив и любознателен, но в путевом листе его движения был обозначен только один канал. Грустно и обидно было от этого Катерку, да еще и имя ему дали — «Молодой», а ведь он мечтал быть «Отважным», или «Великим», или «Грозным». Его мечты подогревали рядом стоящие катера, рассказывающие, что там за поворотом есть большая и сильная река, по которой ходят огромных размеров лайнеры. Игра в простроенном ландшафте – движения из доков в каналы, реки, море, океан.
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели Но вот однажды случилась беда — один из огромных лайнеров терпел крушение, все судоходные средства были мобилизованы для его спасения. Спасательными операциями руководил катер «Мудрый», который отдавал четкие приказания.

(Прерывание повествования)

В режиме «Океан» или «Акула» разыгрываются спасательные работы, по алгоритму, предлагаемому игроками.
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели Игра по предложенному детьми сценарию В режиме «Океан» или «Акула» разыгрываются спасательные работы, по алгоритму, предлагаемому игроками.
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели (Продолжение повествования)

Спасательными операциями руководил катер «Мудрый», который отдавал четкие приказания.

1) Сохранять спокойствие и оптимизм.

2) Освободиться от лишнего.

3) Быть готовым к заполнению новым.

4) Быть неутомимым в борьбе за спасение.

5) Отдыхать, постоянно пополняя запасы интереса, радости и удовольствия.

Обсуждение приказаний  «Мудрого»
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели Катерок четко и безукоризненно выполнял почти все инструкции и распоряжения главного, но, он настолько был отдан делу, что частенько забывал отдыхать, что даже не заметил, как силы покинули его. В режиме «Океан» или «Акула» разыгрываются спасательные работы по указанному алгоритму.
Техники, кораблестроители Очнулся он уже на верфях, где техники заканчивали его починку. В режиме «Ландшафт» разыгрываются ремонтные работы
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели Вот уже много лет катер «Молодой» несет службу в спасательном отряде и неукоснительно следует правилам:

1) сохранять спокойствие и оптимизм,

2) освободиться от лишнего,

3) быть готовым к заполнению новым,

4) быть неутомимым в борьбе за спасение,

5) отдыхать, постоянно пополняя запасы интереса, радости и удовольствия.

Этому учит и юных.

Свободная игра и составление личных рекомендаций всем спасателям.

Вот так день за днем и в госпитальных условиях, и в реабилитационных центрах, и в образовательных учреждениях нашей страны сказка и интерактивная песочница iSandBOX служит делу Добра.

С уважением к Вам, Татьяна Грабенко, к.пед.н., доцент,
научный руководитель проекта «Интерактивная песочница iSandBOX»