Каждый раз, когда педагоги и психологи задумываются о том, какие приключения предложить своим подопечным, они вспоминают о сказке. Сказки старые и новые, народные и авторские, а иногда сказки сочиняются детьми и взрослыми непосредственно в процессе сотворчества.
В чем же ценность сказки и почему к ней прибегают так часто?
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!» — этим словам А.С. Пушкина уже более 180 лет, а мы каждый раз их повторяем и их подтверждаем.
Сказка – информации о жизни настоящей, прошлой и будущей, причем жизни нашей с вами. Мы часто живем так, как живут наши любимые герои. И, даже если не во дворце, и не в лачуге, не в берлоге и не в бутоне цветка, а в простой городской квартире или собственном доме, и приключения – не поход сквозь дремучий лес за подснежниками, а всего лишь в детский сад или школу, задачи мы решаем схожие.
Представляемся, знакомимся, оказываем помощь, просим о помощи, включаемся в совместное дело, формируем определенные компетенции, самостоятельно используем их в последующей деятельности, вступаем в борьбу, побеждаем, вкушаем и используем плоды победы.
И снова в путь! В пути становимся умнее, сильнее, ловчее, добрее, мудрее.
Особенно ценна помощь сказки тем, кто переживает сложные дни, месяцы и годы своей жизни. Детские педагоги и психологи Санкт-Петербурга на курсах по обучению сказкотерапии писали истории, помогающие детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию и проходящие лечение в различных отделениях онкологии и гематологии страны. Эти истории написаны были в нескольких жанрах – медитативные, психотерапевтические и психокоррекционные сказки.
А прожить такие сказочные истории помогает интерактивная песочница iSandBOX. Все разработанные режимы (предлагаемые обстоятельства) интерактивной песочницы iSandBOX в разворачиваемых авторами сказочных приключениях, играют весьма существенную роль. Они являются декорациями, в которых проживаются сказочные действия.
Так для медитативных сказочных историй, в которых исследуются ресурсы окружающего пространства для гармонизации состояния игроков и качественных изменений в области эмоционального и концептуального интеллекта используются режимы «Ландшафт», «Источник воды», «Океан», «День и ночь», «Времена года».
Медитативная сказка Елены Корепиной «Капелька для новой жизни», в интерактивной песочнице может быть прожита так:
Фигуры героев, участвующих в сказке | Текст истории, рассказываемый взрослым | Режимы песочницы iSandBOX и игра в них |
Детские поделки – снежинки и снежки | Жила-была тучка. В этой тучке рождались различные снежинки – прекрасные, красивые правильной формы кристаллики, которые потом должны были попасть на землю, чтобы покрыть ее в зимнее время прекрасным белоснежным ковром. | «Времена года» – Зима.
Игра с игрушками-поделками на фоне транслируемого режима. |
Кристалл | Но вот, однажды, там, внутри этой тучки, появился кристаллик, угловатый, неправильной формы, совсем не похожий на обычные снежинки. Любовался кристаллик прекраснейшим снежным, мелодичным и нежным вальсом, в котором снежинки постоянно кружились. И думал: «А я… А вот я…»
Не дали снежинки кристаллику пребывать в его грустных мыслях. Подлетели, окружили, заключили в свои теплые объятия, завертели, закружили, обогрели, рассмешили. |
«Времена года» – Зима.
Игра с игрушками-поделками на фоне транслируемого режима. Снежный хоровод. |
И смехом своим разбудили солнечный луч, который в восторге наблюдал этот веселый танец. «Конец зиме!» — решил лучик. Вышел из-за тучи и растопил грани кристаллика так, что он первыми каплями влаги упал на землю, возвещая о первых днях весны. | «Времена года». Весна- март. | |
Белые цветы (подснежники, ветреницы) | И тут же на этом месте появился первый весенний цветок. «Ура! Подснежник!»- радостно закричали дети. | «Времена года» Весна — апрель |
Люди, дети, животные | Совместное продолжение сказочной истории | «Источник воды», «Ландшафт», «Времена года (Лето, Осень)» |
Психотерапевтическая сказка призвана раскрыть перед слушателем, читателем, игроком суть происходящего, привести к открытию, способствовать выбору верного пути.
Елена Карпенина «Автомобильное сердце»
Фигуры героев, участвующих в сказке | Текст истории, рассказываемый взрослым | Режимы песочницы iSandBOX и игра в них |
Наземные виды транспорта | Однажды один Автомобиль, повидавший самые удивительные на земле виды, побывавший в различных приключениях, наслушавшийся разных удивительных историй от своих водителей и пассажиров, оказался в нешуточной переделке — попросту говоря, в аварии. | «Ландшафт», «День и ночь», «Времена года», «Ледниковый период», «Вулкан», «Сафари».
Обыгрывание движений транспорта с различной траекторией, в различных направлениях (с севера на юг, с запада на восток и пр.) в различных режимах, с различной скоростью, в безаварийных и в аварийных ситуациях. |
Люди (пожарные, врачи, сотрудники ДПС и техники) | Автомобиль собрался было на свалку, так ему в сердцах порекомендовал не очень дальновидный водитель. Но услышавший перебои в автомобильном сердце – двигателе, — сотрудник ДПС направил его на станцию техобслуживания. | В любом из вышеперечисленных режимах (где произошла авария), разворачиваются спасательные работы и технический консилиум. |
Люди (техники), городские здания, дороги, магистрали, деревья… | Там, на станции, ловкие и веселые мастера заменили ему двигатель. Через несколько часов Автомобиль выехал со станции с новеньким, яростно работающим двигателем, и поколесил по проспектам столицы в такт ритмам танго, что лилась из его магнитолы. | «Ландшафт». Обустройство городской среды и автомобильно-пешеходного движения в ней. |
Машинки | Однако в родном гараже его ожидал сюрприз — новая крутая автомодель модного оливкового цвета. И именно из ее глупенького ротика вылетела фраза: «Ну, и что толку от того, что твой двигатель заменили, все равно ты старый!»
«Вот это да!» — эта фраза ударом тока отозвалась в его молодом сердце! (Прерывание истории) |
«Ландшафт», обыгрывается встреча в гараже. |
Машинки, люди, сказочные персонажи | Проживание историй по предлагаемым детьми сценариям | Выбранные детьми режимы |
Различные виды транспорта, люди, животные, сказочные персонажи… | (Возвращение к написанной истории)
«Ну, раз здесь мне не место, значит – либо свалка, либо дорога!» — подумал старый Автомобиль. «Дорога! Дорога!» — пел молодой двигатель в ритме танго, вальса, сальсы, джайва, блюза … И поколесил молодой Автомобиль по дорогам стран и континентов. Может и вы встречали его, повидавшего виды, танцующего в ритме своего сердца, неунывающего весельчака Автомобиля? |
Выбранные детьми режимы |
Психокоррекционная сказка знакомит с продуктивным алгоритмом действия, который формирует необходимые компетенции в определенных областях концептуального, эмоционального и социального интеллекта.
Некой иллюстрацией к такой истории может быть сказка Наталии Килат «Пять правил»
Фигуры героев, участвующих в сказке | Текст истории, рассказываемый взрослым | Режимы песочницы iSandBOX и игра в них |
Водный транспорт, люди – капитаны, юнги, моряки | В одном красивом городе, который, казалось, весь состоял из рек, каналов и набережных, жил Катерок. | «Ландшафт», «Источник воды», «Океан» (на выбор). Строительство портового города с реками, каналами, верфями, Адмиралтейством. |
Катера, яхты, лодки, пароходы… | Катерок был юн, весел, игрив и любознателен, но в путевом листе его движения был обозначен только один канал. Грустно и обидно было от этого Катерку, да еще и имя ему дали — «Молодой», а ведь он мечтал быть «Отважным», или «Великим», или «Грозным». Его мечты подогревали рядом стоящие катера, рассказывающие, что там за поворотом есть большая и сильная река, по которой ходят огромных размеров лайнеры. | Игра в простроенном ландшафте – движения из доков в каналы, реки, море, океан. |
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели | Но вот однажды случилась беда — один из огромных лайнеров терпел крушение, все судоходные средства были мобилизованы для его спасения. Спасательными операциями руководил катер «Мудрый», который отдавал четкие приказания.
(Прерывание повествования) |
В режиме «Океан» или «Акула» разыгрываются спасательные работы, по алгоритму, предлагаемому игроками. |
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели | Игра по предложенному детьми сценарию | В режиме «Океан» или «Акула» разыгрываются спасательные работы, по алгоритму, предлагаемому игроками. |
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели | (Продолжение повествования)
Спасательными операциями руководил катер «Мудрый», который отдавал четкие приказания. 1) Сохранять спокойствие и оптимизм. 2) Освободиться от лишнего. 3) Быть готовым к заполнению новым. 4) Быть неутомимым в борьбе за спасение. 5) Отдыхать, постоянно пополняя запасы интереса, радости и удовольствия. |
Обсуждение приказаний «Мудрого» |
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели | Катерок четко и безукоризненно выполнял почти все инструкции и распоряжения главного, но, он настолько был отдан делу, что частенько забывал отдыхать, что даже не заметил, как силы покинули его. | В режиме «Океан» или «Акула» разыгрываются спасательные работы по указанному алгоритму. |
Техники, кораблестроители | Очнулся он уже на верфях, где техники заканчивали его починку. | В режиме «Ландшафт» разыгрываются ремонтные работы |
Катера, яхты, лодки, пароходы и люди – моряки и спасатели | Вот уже много лет катер «Молодой» несет службу в спасательном отряде и неукоснительно следует правилам:
1) сохранять спокойствие и оптимизм, 2) освободиться от лишнего, 3) быть готовым к заполнению новым, 4) быть неутомимым в борьбе за спасение, 5) отдыхать, постоянно пополняя запасы интереса, радости и удовольствия. Этому учит и юных. |
Свободная игра и составление личных рекомендаций всем спасателям. |
Вот так день за днем и в госпитальных условиях, и в реабилитационных центрах, и в образовательных учреждениях нашей страны сказка и интерактивная песочница iSandBOX служит делу Добра.
С уважением к Вам, Татьяна Грабенко, к.пед.н., доцент,
научный руководитель проекта «Интерактивная песочница iSandBOX»