Начало и окончание занятия обладают исключительной важностью как для педагога, так и для детей. Начало занятия — особенный этап, призванный помочь детям настроиться на работу и осознать, что им предстоит занятие, которое потребует от них определенных усилий. Именно ритуал входа создает нужную атмосферу и успокаивает, благодаря чему ребенку легче сконцентрироваться и включиться в работу. Педагогу ритуал входа поможет увидеть эмоциональное состояние детей и учитывать его в ходе предстоящей работы. Ритуал прощания позволяет закрепить положительные эмоции, которые были получены во время занятия, и проанализировать его эффективность.
Таким образом, правильно начать и завершить занятие — важная задача для педагога. Как правило, ритуалы включают совершение действий (встать, приветствуя друг друга; манипуляции руками, головой и др.), сопровождаемых словами. Вербальная часть ритуала может быть представлена, например, загадкой, короткой притчей или стихотворением.
Ритуал входа для интерактивной песочницы iSandBOX
Многие педагоги используют ритуал входа для того, чтобы погрузить детей в предстоящее занятие и помочь настроиться на последующую работу. Ритуал входа может повторяться каждый раз из занятия в занятие или быть привязанным к определенной тематике.
Повторяющиеся (типовые) ритуалы особенно важны при работе с детками с СДВГ, с излишней импульсивностью, тревожностью и проблемами с вниманием.
Тематический ритуал уместен при работе на занятии с определенной темой – когда мы хотим заострить на ней внимание ребенка. При проведении тематического мероприятия ритуал с акцентом на определенной теме с самого начала задаст нужное настроение и поможет сразу собрать занятие в целостную концепцию.
При работе с интерактивным оборудованием, например, песочницей iSandBOX, педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в Сказочную страну, где их ждут Волшебство и Сказки. Если дети маленькие, важно также проговорить правила поведения в песочнице. Поначалу педагог будет делать это сам или спроектирует правила совместными усилиями с детками. Впоследствии нужно помогать детям запоминать правила и осознанно применять их на занятии.
Предлагаем вам текст для ритуала входа при работе с интерактивной песочницей iSandBOX от нашего методиста Соломатиной Марии.
Ритуал входа (стихотворение)
Привет, песочная страна —
Горы, реки и моря.
Дружно в iSandBOX (Айсэндбокс) играем,
Песок друг в друга не кидаем,
Не гребем его наружу —
Ведь в песочнице он нужен,
В рот не тащим, не жуем,
Хорошо мы здесь живем!
Ритуал прощания для интерактивной песочницы iSandBOX
В завершение занятия после этапа рефлексии будет полезно ввести ритуал прощания. Аналогично ритуалу входа он может быть типовым или тематическим в зависимости от целей занятия.
Мы также подготовили для вас пример стихотворного ритуала прощания, который вы можете использовать на своих занятиях в качестве типового ритуала.
Ритуал прощания (стихотворение)
Вот мы дружно поиграли —
И игрушки убираем,
А потом помоем руки.
iSandBOX (Айсэндбокс) нам будет другом.
Мы помашем ей рукой,
Прежде чем пойти домой.
Здесь нам было хорошо,
Мы придем сюда еще!
А какие ритуалы входа и прощания используете вы на занятиях? Присылайте свои разработки на sma@unitsys.ru
При использовании текстовых, графических и видеоматериалов из наших официальных источников, включая настоящий блог, соцсети, дидактические материалы, обязательна ссылка на первоисточник и указание авторов материалов.
На главном фото: Игровая комната «MagicRoom UTS» г. Томск
В статье также использованы фотографии участников Олимпиады iSandBOX 2020