В настоящее время аппаратно-программный комплекс «Интерактивная песочница iSandBOX» делает первые, но уже значительные и уверенные шаги в направлении высшего гуманитарного и технического образования России.

Согласно экспертному заключению д. философ. н. А.Ю. Алексеева (2019) данный комплекс является успешным примером использования технологий дополненной реальности в обучении, которые недавно стали одними из наиболее актуальных EdTech трендов. Согласно множественным исследованиям (Bacca, J., Baldiris, S., Fabregat, R., & Graf, S. Augmented reality trends in education: a systematic review of research and applications. Journal of Educational Technology & Society, 2014, 17(4); Han, J., Jo, M., Hyun, E., & So, H.-j. Examining young children’s perception toward augmented reality-infused dramatic play. Educational Technology Research and Development, 2015, 63(3), и многих других) при обучении с помощью дополненной реальности в кратковременной памяти  обучающихся удерживается до 80% полученной информации, по сравнению с 25% при использовании традиционных образовательных технологий.

К преимуществам дополненной реальности относят и высокую скорость получения новых знаний, и возможность совместной учебной работы над одним и тем же объектом (разновидность коллаборативного обучения, высокую вариативность в рамках одной модели). Использование многочисленных режимов комплекса iSandBOX позволяет эффективно работать с учебной информацией, относящейся к различным областям знаний об окружающем мире, а также формировать профессиональные навыки передачи информации, коммуникации различного характера, моделирования пространств, решения логико-топологических задач и пр.

Прогрессивные вузы страны используют аппаратно-программный комплекс iSandBOX в процессе подготовки специалистов различного профиля.

Так, согласно Федеральному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 44.04.02. Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), требуется от выпускников освоение множества компетенций, среди которых обозначены:

Общекультурные (ОК 1, 2,3) от элементарных мыслительных способностей к самопознанию, саморазвитию и готовности нести морально-этическую ответственность за принятые решения.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК 1 – 11), среди которых особо выделим ОПК-9: готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогическом образовании.

Профессиональные компетенции (ПК 1-58):

  • готовность использовать инновационные обучающие технологии с учётом задач каждого возрастного этапа (ПК- 5);
  • способность создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и в индивидуальном варианте (ПК-12);
  • способность использовать инновационные обучающие технологии с учётом типа нарушенного развития, обучающегося и задач каждого возрастного этапа (ПК-17);
  • готовность использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности (ПК-23);
  • способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность с детьми дошкольного и раннего школьного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПК-25);
  • готовность использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем (ПК – 36);
  • способность ориентироваться в современных технологиях и программах с учётом потребностей образовательной среды (ПК – 46);
  • способность определять, создавать условия, способствующие мотивационной готовности всех участников образовательных отношений к продуктивной образовательной деятельности (ПК-55).

Все компетенции, в том числе и выделенные, формируются в структуре программы магистратуры в её базовой, вариативной частях и в процессе прохождения практики, в том числе и НИР.

В базовой части программы обучения и бакалавры, и магистры изучают историю, экономику, культурологию, иностранные языки, — получение, закрепление и проверку знаний по различным темам можно осуществлять на основе взаимодействия с дополненной реальностью, выраженной на данный момент в 19 режимах аппаратно-программного комплекса.

А в контексте вариативной части обучения используются программы по песочной терапии, сказкотерапии, теории и методики игры, игротерапии, игровым технологиям дошкольного и школьного обучения, технические и информационные средства обучения. В этих программах аппаратно-программный комплекс iSandBOX становится безусловным лидером задействованного в этих курсах учебно-методического комплекса.

Данный комплекс может использоваться в программах как базовая составляющая процесса обучения, а так же как некий дидактический модуль, используемый при изучении отдельных тем.

Также интерактивная песочница iSandBOX может стать инструментом текущего и промежуточного контроля знаний студентов, на данном аппаратно-программном комплексе возможно проведение демонстрационных экзаменов по различным методикам обучения, сопровождения и коррекции.

Если взять в фокус внимания процесс обучения в технических университетах, то и в нем найдётся место аппаратно-программному комплексу iSandBOX.

Так, например, обучение по направлению «Информационная безопасность» (и её специальностям 100501,100502,100503,1000504,100505) формирует компетенции общепрофессионального вида:

  • способность анализировать физические явления и процессы при решении профессиональных задач (ОПК-1);
  • способность использовать языки и системы программирования для решения профессиональных, исследовательских и прикладных задач (ОПК-8);
  • способность к самостоятельному построению алгоритма, проведению его анализа и реализации в современных программных комплексах (ОПК-10).

К компетенциям профессионального вида относятся:

  • способность участвовать в разработке проектной и технической документации (ПК-6);
  • способность организовывать работу малых коллективов исполнителей, находить и принимать управленческие решения в сфере профессиональной деятельности (ПК – 13);
  • способность проводить установку, накладку, тестирование и обслуживание системных аппаратно-программных средств обеспечения безопасности (ПК-18).

В данном контексте образовательного стандарта интерактивная песочница iSandBOX становится полем для научно исследовательской деятельности по разработке различных программ дополненной и виртуальной реальности (необходимых для обучения профессиональной деятельности или анимационно–развлекательного характера), экспертизе её безопасности для использования лицами различного возраста, с различными образовательными и жизненными потребностями.

В Нижегородской академии МВД России уже три года используется интерактивная песочница iSandBOX с огромным резервуаром (1 тонна песка) и специально написанным программным комплексом для профессионального обучения специалистов по правоохранительной деятельности. Благодаря этому комплексу проводятся занятия по отработке стратегий и тактик антитеррористических мероприятий. Данная разработка специалистов ООО «Универсальные терминал системы» получила высокую оценку Министерства Внутренних дел России (2018).

В процессе обучения магистров на философских факультетах, формируются компетенции профессиональной траектории:

  • способен осуществлять выбор необходимых методов анализа, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы решения практических задач, исследований и создания технологий, исходя из целей конкретной деятельности (ПКА-2);
  • способен проводить философский, когнитивный и социокультурный анализ объектов, событий, процессов и явлений, а также осуществлять теоретический анализ фундаментальных законов становления и развития бытия, общества и мышления в многообразных и взаимосвязанных формах их существования и проявления (ГЖА-4);
  • способен к повышению научно-теоретического и социально-коммуникативного уровней своей квалификации, к поиску информации о передовых научных достижениях и новых тенденциях социальных и культурных практик (ПКА-5);
  • способен применять навыки использования ИКТ в процессе анализа, реконструкции, моделирования, картировании текста, интеллектуальных мыслительных процессов, а также к созданию и оптимизации текстовых и дискурсивных массивов в различной форме (ПКП-2);
  • способен выявлять, формулировать и проблематизировать логические, коммуникативные и когнитивные аспекты дискурса, реконструировать и строить семантические и когнитивные модели дискурсов, уточнять и объяснять значение и роль этих моделей в контексте социальных и культурных практик, представлять результаты своего анализа в форме обзоров, сообщений, докладов, публикаций, экспертных оценок и т.д.) (ГЖГТ-5);
  • способен обучать базовым приемам и методам логического, когнитивного и риторического анализа (картирования) текста и контролировать устойчивость усвоения навыков их применения (ГЖП-6);
  • способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели с учетом юридической значимости поведения человека (УКМ-3);
  • способен организовывать деловую профессионально ориентированную коммуникацию в устной и письменной формах, применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия на иностранном (-ых) языке (-ах) (УКМ-4);
  • способен организовывать деловую коммуникацию, представлять сведения о профессиональной деятельности на языке, понятном неспециалистам, применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия в сферах обязательного использования государственного языка РФ в устной и письменной формах, с учетом особенностей различных стилей (УКМ-5).

В настоящий момент профессорско-преподавательский состав философского факультета МГУ в рамках научного исследования «Применение дополненной реальности в обучении» ставит перед научными работниками и студентами исследовательскую задачу – модернизировать и перепрофилировать интерактивную песочницу в интеллектуальную путем постановки задач логико-теологического характера, обозначив вопросы, не разрешаемые (на данный момент) традиционными способами и средствами. Так молодые философы приглашают в научно-исследовательскую коллаборацию инженеров-программистов, специалистов информационных технологий.

Аппаратно-программный комплекс «Интерактивная песочница iSandBOX» становится активным участником студенческих олимпиад, где олимпийцы работают на нем, чтобы продемонстрировать свои авторские психолого-педагогические разработки, и заявить о себе как о создателях новых режимов дополненной и виртуальной реальности, проявить способности эксперта в области безопасности информационных технологий.

Специалисты компании ООО «Универсальные терминал системы» активно участвуют в межвузовских научных конференциях, где раскрывают все возможности комплекса для оптимизации высшего образования России.

С уважением к вам, Татьяна Грабенко, к.пед.н., доцент,
научный руководитель проекта «Интерактивная песочница iSandBOX»

Читать также:

Наша жизнь прекрасна и богата. Она постоянно обогащается новыми впечатлениями и открытиями, формирует в нас разные способности и навыки, предоставляя для этого ежедневно безграничные возможности. Однако, среди нас есть и те, кому все, что для многих естественно и легко достижимо, - крайне затруднено, а порой и просто невозможно. Речь идет о
Читать дальше...
Экзотические острова и бездонная пучина! Кружение снежинок и громовые раскаты! Извержение вулканов и стойкая невозмутимость предгорных равнин! Все эти природные чудеса происходят здесь - в интерактивной песочнице iSandBOX!
  • А вот как рождается такая красота?
  • Что за неведомые силы ее создают? Давайте, узнаем...
    Читать дальше...
Сегодня, в век ярких открытий и нестандартных решений каждый задумывается о том, как быть особенным, соответствовать заданному ритму. Повсюду сталкиваясь с новинками, мы желаем узнавать о них больше, стремимся внедрять их в свой обиход, делимся узнанным со своими близкими. Мы хотим быть современными, и с малых лет знакомим с новыми тенденциями своих детей. Ведь, Вы согласны, что наши дети тоже должны шагать в ногу со временем?
Читать дальше...