В кризисные центры обращаются люди в самых различных ситуациях:

  • когда негде и не на что жить
  • когда утрачена вера в добро;
  • когда истощились, или так и не сформировались необходимые для жизни ресурсы: среда обитания, социальные связи и профессиональная востребованность;
  • когда уже нечем дорожить, и собственная жизнь из ценности превращается в обузу;
  • когда некогда дорогие и любимые люди становятся мнимыми врагами.

Поэтому в кризисных центрах постоянно идёт борьба за восстановление полноценной жизни человека, за осознание её ценности и принятие ответственности за выбираемый заново путь.

Комплексная реабилитация физической, ментальной, социальной и духовной жизни состоит из множества программ восстановления, сопровождения, обучения, качественно изменяющих жизнь подопечных.

В каждую из программ, так или иначе, включена игра. Игра разума и тела.

Игры разума непосредственно основываются на благостных, благодарственных и ресурсных воспоминаниях. В счастливое будущее человек отправляется с помощью воссоздающего воображения, формирующего продуктивность мечты и долгосрочное планирование.

Жизнь здесь и сейчас организована в кризисных центрах сопровождающими специалистами и волонтерами. А осознанность и ответственность за ментальное, эмоциональное и духовное проживание настоящего возлагается на самого подопечного.

Игры тела позволяют укрепиться в осознанном проживании настоящего –  результативность труда по элементарному самообслуживанию, обустройству безопасного и комфортного личного пространства – основа основ. А далее – активность движения, свобода дыхания, подвижность суставов, упругость и эластичность мышц, достигаемые различными методами и техниками, телесно ориентированными практиками, приводит к должному результату. И все складывается благополучно, если человек, оказавшийся в кризисном (реабилитационном, восстановительном) центре, готов к длительной, кропотливой работе.

Однако, ни для кого не секрет, что такое положение дел — достаточно редкое явление. Специалисты и волонтёры постоянно говорят о том, что какие бы условия подопечному не создай, все зависит только от его мотивации и достаточно быстрых результатов личного труда.

Предлагаемая в кризисные (реабилитационные, восстановительные) центры песочница iSandBOX призвана помочь специалистам и их подопечным максимально быстро достичь желаемых результатов.

В приведённой ниже таблице продемонстрирована такая возможность.

Технология реабилитационной работы в песочнице

Последовательность удовлетворения  насущных потребностей и  формирование компетенций Режимы песочницы Комментарии к работе
Формирование, воссоздание комфортной и безопасной среды Ландшафт, Источник воды, Океан Метафора режимов: для того, чтобы начать движение к восстановлению, необходимо вспомнить, что для человека важнее всего и сформировать представление об этом.   Игровая задача — обустройство жизни с помощью фигур в счастливом и безопасном прошлом, или (если его не было) в будущем.
Способность к проживанию различных стадий своего восстановления (реабилитации). От  сопротивления к принятию и преобразованию Времена года, День и ночь, Ледниковый период, Вулкан Метафора режимов: на фоне поступательного движения к возрождению происходят процессы регрессивные – их проявление и стратегии выживания в них   демонстрируют обозначенные режимы, которые для реабилитируемого подбирает специалист. Игровая задача – выработать стратегию выживания, сохранив важное, избавившись от несущественного, обременяющего, лишнего.
Принять свое прошлое, как бесценный опыт, избавиться от деструктивного способа проживания Динозавры. Метафора режима -Динозавры и юрский период развития земли воспринимается в данном контексте как прошлое, условно изжитое, пройденное. Задача данного момента это прошлое изучить и приготовиться к движению вперед.

Игровая задача – распознать в каждом из появляющихся динозавров свой недуг, пагубную привычку, деструктивную стратегию. Уничтожить её различными способами (метеоритный дождь, торнадо, вулкан, ледниковый период). Можно и поработать с ископаемыми (скелетами), признав их не жизнеспособными.

Готовность оказывать сопротивление искушающим желаниям, предложениям, обстоятельствам. Акула, Нападение на Базу, Циклопы и Драконы. Метафора данных режимов: формирование и упрочение волевого компонента – необходимая составляющая всех реабилитационные процессов. Умение держаться выбранного курса восстановления, сопротивляться вторжению в этот процесс, достойно отражать как собственные слабости, так и чужие атаки.

Игровая задача – выиграть бой, остаться живым.

Способность актуализировать  профессиональные (учебные) компетенции, приобретать новые, на более высоком уровне предъявить себя микро и макро социуму Сетка. Топография, День и Ночь, Раскраска, Художник. Метафора клетки – матрица способностей, величина клетки – реализуемые возможности. Игровая задача в режиме «Сетка» – расположить в клетках символы своих способностей (сопровождающий игру специалист выбирает масштаб режима), затем игрок выбирает масштаб клеток и заполняет карту реализованных возможностей, затем – планы по реализации новых возможностей.

В режиме «Топография» игровая задача —  расположить свои потребности по восходящей, продвигаясь от удовлетворения насущных к ожидаемым (ориентируясь на топографические линии).

Метафора режима «День и Ночь» – выход в свет (в социум) видным, сильным, новым. Игровая задача – в режиме «Ночь» определить цель, спланировать действия, в режиме «День» осуществить это, в режиме «Ночь» проанализировать результат, продумать эффективные стратегии достижения цели, спланировать новую цель с учётом прошлого опыта.

В режимах «Раскраска» отдаётся дань монотонному и кропотливому труду, без которого не достигнуть результата.

В режиме «Художник» активизируется креативное мышление и удовлетворённость результатом.

Способность удерживать себя на достигнутом уровне, стремиться к развитию.

Формировать навык позитивного мышления и активного созидающего действия

Долина Бабочек, Сафари, Источник воды, Ландшафт, Океан. Метафора режима «Долина бабочек» — мысли материальны, они заполняют наше внутренне пространство и формируют пространство внешнее. Игровая задача – растить свой внутренний райский сад, не допуская варваров и вредителей.

Метафора «Сафари» – и в раю есть пищевая цепочка. Знай свой ореол обитания и вырабатывай стратегию выживания и пропитания. Игровая задача –  насытиться и спастись.

Метафора «Источника воды» – распознай возможности и преобразуй их в опыт и ресурсы. Игровая задача – придать источнику воды движение и форму.

Метафора «Ландшафта» и «Океана» – жить в комфорте и безопасности, наслаждаясь каждым днем. Игровая задача – создать свою счастливую страну.

 

Предложенная технология проста и экологична. Зарекомендовала себя в работе с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и заново обретающих смысл жизни.

По данной технологии в ближайшее время планируется обучение. Заявки на участие можно направлять на veb@isandbox.ru.

С уважением к Вам, Татьяна Грабенко, к.пед.н., доцент,
научный руководитель проекта «Интерактивная песочница iSandBOX»

Читать также:

Наша жизнь прекрасна и богата. Она постоянно обогащается новыми впечатлениями и открытиями, формирует в нас разные способности и навыки, предоставляя для этого ежедневно безграничные возможности. Однако, среди нас есть и те, кому все, что для многих естественно и легко достижимо, - крайне затруднено, а порой и просто невозможно. Речь идет о
Читать дальше...
Экзотические острова и бездонная пучина! Кружение снежинок и громовые раскаты! Извержение вулканов и стойкая невозмутимость предгорных равнин! Все эти природные чудеса происходят здесь - в интерактивной песочнице iSandBOX!
  • А вот как рождается такая красота?
  • Что за неведомые силы ее создают? Давайте, узнаем...
    Читать дальше...
Сегодня, в век ярких открытий и нестандартных решений каждый задумывается о том, как быть особенным, соответствовать заданному ритму. Повсюду сталкиваясь с новинками, мы желаем узнавать о них больше, стремимся внедрять их в свой обиход, делимся узнанным со своими близкими. Мы хотим быть современными, и с малых лет знакомим с новыми тенденциями своих детей. Ведь, Вы согласны, что наши дети тоже должны шагать в ногу со временем?
Читать дальше...