Наша жизнь прекрасна и богата. Она постоянно обогащается новыми впечатлениями и открытиями, формирует в нас разные способности и навыки, предоставляя для этого ежедневно безграничные возможности.
Однако, среди нас есть и те, кому все, что для многих естественно и легко достижимо, — крайне затруднено, а порой и просто невозможно. Речь идет о
детях с ограниченными возможностями здоровья и жизнеобеспечения, и тех, для кого необходимо создавать особые условия обучения и развития.
Песочница iSandBOX дает безграничные возможности для здоровья и образования детей с ОВЗ

Многовековая история развития коррекционной педагогики (дефектологии) выработала многочисленные методики, методы, дидактические приемы и способы, создала образовательные технологии работы с детьми, имеющими сенсорные, двигательные, речевые, эмоциональные, коммуникативные и интеллектуальные нарушения.
И все же современные педагоги – дефектологи постоянно находятся в поиске эффективных средств и технологий, позволяющие быстрее, точнее, прочнее формировать необходимые навыки для успешной адаптации, коммуникации, обеспечивающие самостоятельное осмысленно-деятельное проживание.
В последние десятилетия на помощь этим специалистам пришла песочная терапия — образовательные, развивающие игры на песке. А буквально несколько лет назад педагогическое пространство «взорвалось» от знакомства и применения интерактивной песочницы iSandBOX производства компании «Универсальные терминал системы» (г. Томск).
В чем же значительные преимущества песочницы iSandBOX?
Соединение древнего способа взаимодействия человека и природы – игра и деятельность на песке с современной компьютерной игрой и деятельностью в условиях дополненной реальности, дает безграничный ресурс для развития всех систем, внутри которых происходит формирование тех навыков, которые крайне необходимы современному человеку.

Сенсорно — перцептивная сфера (ощущение, восприятие, представление) отвечает за развитие модальностей – слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых. Внутри этой системы происходит тончайшая дифференциация всех сенсорных образов и эталонов, благодаря чему и создается представление об окружающем мире.
Чем ярче и насыщеннее впечатления, чем богаче опыт восприятия, тем качественнее развиваются сенсорные способности человека. Иногда же речь идет о том, чтобы «разбудить» сенсорную систему, заставить ее работать на сохранных функциях, замещающих, компенсирующих. Очень важно человека с сенсорными нарушениями погрузить в смоделированную дополненную реальность, в меру насыщенную необходимыми стимулами, и, позволяющую ему сконцентрировать внимание на определенном, иногда весьма ограниченном пространстве (от 50см. х70 см. и шире). Используемые в интерактивной песочнице iSandBOX режимы решают данную задачу превосходно. Кроме того, что на массивный объем песка проецируется красочная движущаяся картина, она еще и видоизменяется в зависимости от существования (действий) в ней человека. Ребенок имеет исключительную возможность не только наблюдать за природными явлениями в режимах «Ландшафт», «Океан», «Вулкан», «Источник воды», «Топография», «Сафари», «Ледниковый период» и пр., но и стать непосредственным участником процесса созидания и изменения текущих процессов.
Психомоторная сфера человека отвечает за развитие моторных способностей и ориентировке в пространстве. Многие специалисты знают, какой кропотливый труд ребенка, помноженный на помощь медиков, педагогов адаптивной физической культуры, логопедов, дефектологов, родителей позволяет сформировать, закрепить необходимое движение тела, для того, чтобы осуществлять необходимые функции жизнедеятельности. В интерактивной песочнице iSandBOX любая двигательная активность, даже весьма ограниченная, приводит к видоизменяющему результату.
Давно доказано, что только то, что прожито, проанализировано, осознанно, и становится бесценным опытом человека. Мало услышать, мало увидеть, важно соприкоснуться, поучаствовать, прожить процесс, дополнить воображаемыми событиями – усвоить и использовать полученный опыт в дальнейшей жизни. С чего Вы с вашими подопечными начнете развивать концептуальный интеллект, зависит от педагогических и коррекционных задач, ваших и детских направленных интересов, а возможности песочницы – безграничны!
Когнитивная сфера отражает сформированность мышления и всех ее процессов (анализ, синтез, сериация, классификация, дифференциация, обобщение), а также внимание, память, речь, воображение.
Все режимы интерактивной песочницы iSandBOX имеют информационно-образовательный компонент. Они как декорации, в которых специалисты могут развернуть исторические и геосоциальные и даже политические события — обустройство человеческого быта и его развития, борьба за выживание и захват земель, проживание природных катаклизмов, наблюдение за цикличностью природных процессов. Пока еще малая, но в ближайшем будущем большая всемирная живая энциклопедия — песочница iSandBOX.
Огромная вариативность движений используется во всех режимах (сила, резкость, плавность, высота подъема) – от протягивания руки над объектом до резкого маха, от легкого прикосновения и поглаживания поверхности песка до прорывания его толщи, от тонких мелких манипуляций с песком до объемных захватывающих движений больших песочных пластов становится естественным, эмоционально насыщенным двигательным тренажером. А насыщенное двигающимися объектами игровое поле прекрасно формирует жизненно необходимую связь «глаз-рука». Формирование навыка ориентации в пространстве происходит как бы само по себе. Сопровождающий игру взрослый направляет внимание ребенка налево, направо, вниз, вверх, в центр, в углы поля, формирует понятия сторон света и пр. Все 16 режимов дают возможность постоянно формировать, развивать, дифференцировать и автоматизировать двигательные навыки детей, подростков, взрослых.
Коммуникативная сфера – общение и социальная реализация всемерно развивается благодаря работе с iSandBOX. Здесь вы можете работать и индивидуально и парно, и малыми и расширенными коллективами. Строительство, защита, нападение, конфронтация, сопротивление, охота — в основе всех этих процессов исторически лежит разнонаправленная (совместная, противоборствующая) групповая, коллективная деятельность. При решении определенных коррекционно-развивающих и воспитательных задач взрослый определяет состав группы и предлагает ей игры в режимах «Ландшафт», «Сафари», «Акула», «Раскраски», «Нападение на базу», «Драконы и циклопы», «Долина бабочек», «Художник», «Сетка», « Вулкан», «Воздушные шарики» и пр.
Эмоционально-волевая сфера отвечает не только за эмоциональный фон жизни, но и определяет и саму жизнь человека как:
- направленную на созидание, в которой превалируют и устойчиво закрепляются эмоции, переходящие в чувства и состояние – интереса, радости и удовольствия, жизнь,
- направленную на выживание, в которой объемно проживаются эмоции – обиды, стыда, вины, грусти, страха
- а жизнь разрушительная обусловлена эмоциями – гнева, отвращения.
Адекватно все десять базовых эмоций проживаются в песочнице iSandBOX, в контексте которой разворачивается программа эмоционального развития, разработанная кандидатом педагогических наук, доцентом, научным руководителем проекта Т.М. Грабенко.
Креативная сфера творческой реализации и воссоздающего преображения реальности – основа всей деятельности в песочнице iSandBOX. Детское развитие всегда творческое, всегда эврестическо-поисковое, переходящее от незнания к знанию, от неумения к умению, и это результат самостоятельной деятельности растущего человека. При определенной уплощенности данного процесса или его угнетении по определенному ряду причин, на помощь приходит iSandBOX.
олько сотворчество игрока с создателями песочницы (опосредованно, посредством проживания режимов) каждый раз создает инновационный продукт игры и формирует – новую цель, новый сценарий, привносит новое действие, свежие решения новый опыт. Именно это всегда привносит в игры со стандартными режимами творческую составляющую. Воображение ребенка безгранично и сопровождение его игры в знакомых уже режимах разнообразными историями, притчами, сказами, забавами и заданиями изначально включает креативность, а за тем развивает и поддерживает самостоятельное творчество.
Сфера ценностных ориентаций и ее развитие отражает личность человека как зрелую или незрелую в совокупности многих характеризующих его факторов – ментального, эмоционального, социального интеллекта. Ответственность за мысли, чувства, действия, склонность а анализу и рефлексии, эмпатийность переживаний – все это необходимо формировать в подрастающем поколении. Личность ведущего и его психолого-педагогическое сопровождение игры — непреложное условие формирования ценностей.
Всегда рядом с любым изобретением стоит человек. Именно он насыщает, освещает, овеивает все своим присутствием. Красота и мудрость игры создается всегда в ее процессе.
Итак, в наших руках «Золотой ключик» — выдающее изобретение российских авторов — песочница iSandBOX, рядом с нами – дети, насущная потребность которых – обучаться, развиваться, расти, и мы сами — наши профессиональные возможности, таланты, амбиции личностные качества и несомненно любовь и интерес ко всему, чем мы занимаемся. Все это и создает безграничные возможности для укрепления здоровья и обретения успеха в образовании.
Играйте, творите, учитесь с песочницей iSandBOX!
Будьте неутомимы и счастливы, и таковыми будут ваши ученики!
Автор статьи: кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Грабенко.