Для того, чтобы учение стало плодотворным трудом, приносящим радость познания, удовольствие от обретения определенных знаний, умений и навыков, и при этом постоянно формировало неиссякаемый интерес к учебной деятельности, особо важно уделить пристальное внимание адаптационному периоду.

Хорошо организованный адаптационный период позволяет выявить у воспитанников уровень сформированности (достаточно — недостаточно) социальных и учебных навыков. В случае достаточной сформированности навыков  необходимо создать условия для их применения в учебной и коммуникативной деятельности, в случае недостаточной сформированности данных навыков – создаются условия для их формирования и развития.

Игровые технологии обучения – весьма адекватный и естественный путь формирования выше означенных навыков. И если ранее специалисты использовали всевозможные методы и способы, создавая программы адаптации к дошкольному развитию или  школьному обучению, при этом прекрасно осознавая, что успешность использования этих технологий напрямую зависит от игрового азарта и  игровой компетенции  специалиста.

Интерактивная песочница iSandBOX позволяет всем, независимо от игровых компетенций, включиться в игровую деятельность.

Девятнадцать режимов, разработанные на данный момент, помогут сформировать, упрочить и применить необходимые адаптационные навыки, выраженные в использовании таких умений как:

    Учебные (педагогические)

  • слушать и слышать;
  • смотреть и видеть;
  • концентрировать и перераспределять слуховое и зрительное внимание;
  • действовать согласно инструкции и установленным правилам;
  • действовать самостоятельно, используя поисковый и эвристический способы познания;
  • вербализировать свои действия;
  • отвечать на поставленные вопросы;
  • задавать вопросы, расширяя область познания.

    Социальные (эмоционально-коммуникативные)

  • искать и находить друзей;
  • работать в партнерстве;
  • находить и укреплять свое место в команде;
  • исследовать изменяющиеся обстоятельства;
  • адекватно эмоционально реагировать на различные коммуникативные ситуации;
  • действовать адекватно изменяющимся обстоятельствам.

За формирование учебных (педагогических) умений напрямую отвечает сенсорно-перцептивная, психомоторная, когнитивная, креативная сферы, весьма объемно развиваемые в интерактивной песочнице iSandBOX.

Сенсорно — перцептивная сфера (ощущение, восприятие, представление) отвечает за развитие модальностей – слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых. Внутри этой системы  происходит тончайшая дифференциация всех  сенсорных образов и эталонов, благодаря чему и создается представление об окружающем мире.

Чем ярче и насыщеннее впечатления, чем богаче опыт восприятия, тем качественнее развиваются сенсорные способности человека. Иногда же речь идет о том, чтобы «разбудить» сенсорную систему, заставить ее работать на сохранных функциях, замещающих, компенсирующих. Очень важно человека с сенсорными нарушениями погрузить в смоделированную дополненную реальность, в меру, насыщенную необходимыми стимулами, и, позволяющую ему сконцентрировать внимание на определенном, иногда весьма ограниченном пространстве (от 50х70 см и шире). Используемые в интерактивной песочнице iSandBOX режимы решают данную задачу превосходно.  Кроме того, что на массивный объем песка проецируется красочная движущаяся картина, она еще и видоизменяется в зависимости от существования (действий) в ней человека.  Ребенок имеет исключительную возможность не только наблюдать за природными явлениями в режимах «Ландшафт», «Океан», «Вулкан», «Источник воды», «Топография», «Сафари», «Ледниковый период» и пр., но и стать непосредственным участником процесса созидания и изменения текущих процессов.

 Психомоторная сфера человека отвечает развитие моторных способностей и ориентировке в пространстве. Многие специалисты знают, какой кропотливый труд ребенка, помноженный на помощь медиков, педагогов адаптивной  физической культуры, логопедов, дефектологов, родителей позволяет сформировать, закрепить необходимое движение тела, для того, чтобы осуществлять необходимые функции жизнедеятельности. В интерактивной песочнице iSandBOX любая двигательная активность, даже весьма ограниченная, приводит к видоизменяющему результату. Огромная вариативность движений используется во всех режимах (сила, резкость, плавность, высота подъема) – от протягивания руки над объектом до резкого маха, от легкого прикосновения и поглаживания поверхности песка до прорывания его толщи, от тонких мелких манипуляций с песком до объемных захватывающих движений больших песочных пластов становится естественным, эмоционально насыщенным двигательным тренажером.  А насыщенное двигающимися объектами игровое поле прекрасно формирует  жизненно необходимую связь «глаз-рука». Формирование навыка ориентации в пространстве происходит как бы само по себе. Сопровождающий игру взрослый направляет внимание ребенка налево, направо, вниз, вверх, в центр, в углы поля, формирует понятия сторон света и пр. Все 19 режимов дают возможность постоянно формировать, развивать, дифференцировать и автоматизировать двигательные навыки детей, подростков, взрослых.

Когнитивная сфера отражает сформированность мышления и всех ее процессов (анализ, синтез, сериация, классификация, дифференциация, обобщение), а так же внимание, память, речь, воображение.

Все режимы интерактивной песочницы iSandBOX имеют информационно-образовательный компонент. Они как декорации, в которых специалисты могут развернуть исторические и гео-социальные и даже политические события — обустройство человеческого быта и его развития, борьба за выживание и захват земель, проживание природных катаклизмов, наблюдение за цикличностью природных процессов. Пока еще малая, но в ближайшем будущем большая всемирная живая энциклопедия — песочница iSandBOX. Давно доказано, что только то, что прожито, проанализировано, осознанно и становится бесценным опытом человека. Мало услышать, мало увидеть, важно соприкоснуться, поучаствовать, прожить процесс, дополнить воображаемыми событиями – усвоить и использовать полученный опыт в дальнейшей жизни. С чего Вы с вашими подопечными начнете развивать концептуальный интеллект — зависит от педагогических и коррекционных задач, ваших и детских направленных интересов, а возможности песочницы – безграничны!

Креативная сфера творческой реализации и воссоздающего преображения реальности – основа всей деятельности в песочнице iSandBOX. Детское развитие всегда творческое, всегда эврестическо-поисковое, переходящее от незнания к знанию, от неумения к умению, и это результат самостоятельной деятельности растущего человека. При определенной уплощенности данного процесса или его угнетении по определенному ряду причин, на помощь приходит iSandBOX. Только сотворчество игрока с создателями песочницы (опосредованно, посредством проживания режимов) каждый раз создает инновационный продукт игры и формирует – новую цель, новый сценарий, привносит новое действие, свежие решения, новый опыт. Именно это всегда привносит в игры со стандартными режимами творческую составляющую. Воображение  ребенка безгранично и сопровождение его игры в знакомых уже режимах разнообразными историями, притчами, сказами, забавами и заданиями изначально включает креативность, а за тем развивает и поддерживает самостоятельное творчество.

За развитие социальных (эмоционально-коммуникативных) навыков отвечает коммуникативная, эмоционально-волевая сферы, и сфера нравственных ориентаций.

Коммуникативная сфера – общение и социальная реализация всемерно развивается благодаря работе с iSandBOX. Здесь вы можете работать и индивидуально, и парно; и малыми, и расширенными коллективами. Строительство, защита, нападение, конфронтация, сопротивление, охота — в основе всех этих процессов исторически лежит разнонаправленная (совместная, противоборствующая) групповая, коллективная деятельность. При решении определенных коррекционно-развивающих и воспитательных задач взрослый определяет состав группы и предлагает ей игры в режимах «Ландшафт», «Сафари», «Акула», «Раскраски», «Защита базы», «Циклопы и Драконы», «Долина бабочек», «Художник», «Сетка», «Вулкан», «Воздушные шары» и пр.

Эмоционально-волевая сфера отвечает не только за эмоциональный фон жизни, но и определяет и саму жизнь человека как:

  • направленную на созидание, в которой превалируют и устойчиво закрепляются эмоции, переходящие в чувства и состояние – интереса, радости и удовольствия, жизнь,
  • направленную на выживание, в которой объемно проживаются эмоции – обиды, стыда, вины, грусти, страха
  • а жизнь разрушительная обусловлена эмоциями – гнева, отвращения.

Адекватно все десять базовых эмоций проживаются в песочнице iSandBOX, в контексте которой разворачивается программа эмоционального развития, разработанная к.пед.н., доцентом, научным руководителем проекта Т.М. Грабенко.

Сфера ценностных ориентаций и ее развитие отражает личность человека как зрелую или незрелую в совокупности многих характеризующих его факторов – ментального, эмоционального, социального интеллекта.  Ответственность за мысли, чувства, действия, склонность к анализу и рефлексии, эмпатийность переживаний – все это необходимо формировать в подрастающем поколении. Личность ведущего и его психолого-педагогическое  сопровождение игры  — непреложное условие формирования ценностей.

Отныне каждый специалист, обладающий ресурсом песочницы iSandBOX и   работающий со своими подопечными в адаптационный период, проведя педагогическую и психологическую диагностику, формирует индивидуальную, подгрупповую или групповую работу, создавая авторские программы адаптации, использует различные сюжеты (цепочки режимов) для продуктивного решения стоящих перед всеми субъектами образовательного процесса задач.

И, благодаря такой игровой программе, мы убеждены, что адаптационная пора становится веселой, увлекательной игрой. Внесение интереса, радости и удовольствия от игры в интерактивной песочнице iSandBOX позволяют не только формировать игровые компетенции всех участников процесса, но и проживать невероятно важный, ответственный и довольно сложный адаптационный период легко, весело, объемно и продуктивно.

Читать также:

Для того, чтобы учение стало плодотворным трудом, приносящим радость познания, удовольствие от обретения определенных знаний, умений и навыков, и при этом постоянно формировало неиссякаемый интерес к учебной деятельности, особо важно уделить пристальное внимание адаптационному периоду. Хорошо организованный
Читать дальше...
Многие из Вас слышали о песочнице iSandBOX много новостей. Некоторые видели ее вживую, а кто-то и вовсе уже давно ею пользуется. Сегодня мы хотели бы рассказать, как песочницу iSandBOX можно разместить дома.
Читать дальше...
Больше века существует sandplay – метод помощи детям и взрослым, выросший из не директивной игровой терапии, предложенный Карлом Густовом Юнгом и его последовательницами - Дорой Калф и Маргарет Ловенфельд. Многие годы песочная терапия
Читать дальше...